Доступная среда
Учимся жить вместе. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда».
Сайт «Доступная среда Ставропольского края»
Центральная психолого-медико педагогическая комиссия
Что такое ПМПК и как подготовиться к ней?
Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья — условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ. Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии, как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения. Категории детей с ограниченным здоровьем: — с расстройством поведения и общения; — с нарушениями слуха; — с нарушениями зрения; — с тяжелыми нарушениями речи; — с нарушениями опорно-двигательного аппарата; — с отсталостью умственного развития; — с задержкой психического развития. |
Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 30.11.2011)
Концепция инклюзивного образования с ОВЗ в СК
Группы компенсирующей направленности с ОНР
Направления развития |
Предметно – развивающая пространственная среда | Предметно – практический инструментарий |
Коррекционное направление |
Старшая группа компенсирующей направленности |
Конструкторы, Полуфункциональные материалы: крупные строительные наборы. Кольцебросы, кегли, Флажки, ленточки, обручи, скакалки, коврики, массажные дорожки (для профилактики плоскостопия), Мешочки с грузом, Доски с ребристой поверхностью; Маркеры игрового пространства: кухонная мебель, мебель-стройка, мебель-больница, мебель-парикмахерская, кукольный дом-макет. Наборы мелкого конструктора, Образные и строительно – конструктивные игрушки, Игрушки – предметы оперирования: куклы, звери, детский транспорт. Предметы для опытно-поисковой деятельности; Наборы посуды: кухонной, чайной Наборы овощей и фруктов; Игрушки — головоломки, Дидактические материалы для развития моторных и речевых функций Настольно – печатные игры Игрушки – персонажи Разнообразные виды театровДетская мебель Наборы предметных картинок – дидактический материал Маски для театрализации Материал для рисования: кисти, наборы фломастеров, наборы цветных карандашей, гуашь, доски для лепки, пластилин, Материал для аппликации, альбомы – раскраски, бумага разной плотности, размера, цвета, ножницы, наборы мелких игрушек для обыгрывания построек
|
Подготовительная группа компенсирующей направленности |
||
Кабинет педагога — психолога |
Дидактический материал, материал для обследования |
Содержание и организация образовательной деятельности в группах для детей с ОНР (нарушениями речи) осуществляется по Основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 41, Адаптированной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 41 групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В режиме дня детей данной группы предусмотрена работа учителя-логопеда и педагога-психолога. Специалисты в течение недели проводят индивидуальные, подгрупповые занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка, и специализированные фронтальные занятия.
Образовательные услуги для детей с ОВЗ включают в себя:
- Формирование здорового образа жизни;
- Физическое развитие – занятия физической культурой;
- Социально – личностное развитие;
- Развитие всех сторон речи (коммуникация);
- Формирование элементарных математических представлений;
- Музыкально- художественную деятельность: занятия по музыке;
- Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование);
- Формирование целостной картины мира (Ознакомление с окружающим, ОБЖ);
- Консультативная помощь учителя – логопеда;
- Консультативная помощь педагога – психолога;
- Культурно — досуговая деятельность
В детском саду организовано 4-х разовое питание детей согласно разработанному 10-дневному меню для детей от 2-х до 7 лет. Продукты, включенные в рацион питания детей, позволяют удовлетворить физиологические потребности дошкольников в энергии, обеспечивают организм всеми необходимыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и т.д.), что является необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста. Ежедневно в детский сад поступают свежие продукты с сопутствующими документами согласно санитарным нормам.
Качество привозимых продуктов и приготовленных блюд контролируется специально созданной комиссией, в состав которой входят медицинские и педагогические работники учреждения. Ведется вся документация по организации питания. Ежедневно ведется контроль за закладкой основных продуктов на пищеблоке. Пищеблок полностью оснащен необходимым оборудованием